^ВВЕРХ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Е.Н. Мосиной" г. Кингисеппа Ленинградской области
Вспоминаю, как на одну из смен лагеря-клуба «Я и другие», побывал ребёнок с игровой зависимостью. Ему было ВСЁ не интересно, никакие мастер-классы не приносили удовольствия, ни групповые игры, ни анимации, ни спорт. Он всё время говорил, что мне СКУЧНО. И постоянно плакал родителям в телефон, что это самый занудный лагерь, где ему приходилось побывать, что ему здесь очень скучно (лагерь без гаджетов). Спрашиваю: «Если бы у тебя была волшебная палочка, чтобы ты изменил бы в нашем лагере». «Разрешил бы играть на смартфоне», – не поднимая голову, отвечает 10 летний парнишка. Продолжаю спрашивать, чтобы понять про увлечения ребёнка: «А что тебе больше всего нравиться делать?». Слышу – «Играть на телефоне!». «А как ты проводишь время?» – продолжаю интересоваться. «Прихожу домой со школы, играю на смартфоне, делаю уроки, потом вновь играю». «Тебе нравится, как ты живешь, ты чувствуешь себя счастливым?» – вновь интересуюсь. «Когда есть смартфон – да!».
Сейчас многие родители сталкиваются, что без игры на смартфоне детям становится скучно. И родители спешат спасти ребёнка от скуки – давая вновь смартфон. И возможно, избавить себя от детского нытья. У ребёнка не формируется переносимость к такому состоянию. Ему сложно придумать игру, развлечь себя, чтобы лишить себя скуки. Ребёнок может долго нудить, но в голову не приходят идеи, что-то создать из бумаги, построить из конструктора самолёт или слепить из пластилина. Даже если кто-то и предложит альтернативу создать игру в НЕ онлайн – это будет скучно.
Игровая зависимость или интернет зависимость – ЛЕГКО ФОРМИРУЕТСЯ С РАННЕГО ДЕТСТВА. Мозг ребёнка восприимчив и пластичен. В смартфоне картинки быстро меняются, в игре много ступеней сложности и много поощрений, достиг, выиграл и получил удовольствие. В интернете много не всегда полезной для ребёнка информации. Мозг усиленно питается и съедает всё. Чем питается мозг ребёнка родители не в состоянии проследить. Часто на это не хватает времени. А потом ребёнок, сталкиваясь с жизненными трудностями, все больше и больше хочет оставаться в онлайн. Там хорошо и интересно. Там есть виртуальные друзья (которые никогда не придут в гости), отношения, совместные игры, там хочется жить. И дети живут в искусственном и красочном мире, где ложным способом удовлетворяются их потребности. А с реальностью все становится плохо, общения мало, друзей тоже, учиться не хочется, многое не интересно, в общем вновь «скучно». Мама и папа заняты, и с ними также «скучно». Ничего не хочется. Хочется получить дозу «в руки смартфон». И ради этого ребёнок готов побыстрее убрать в своей комнате, сделать уроки, да что угодно сделать, чтобы только получить от родителя смартфон. В моей практике у подростков были и истерики, и демонстрация суицида, когда ребенка лишали смартфона.
Причина проста, полученный опыт жизни в онлайн и играх создает определенные изменения в мозге, формируются нейронные связи ГДЕ и КАК можно получить удовольствие. Пластический мозг ребёнка, играя в компьютерные игры или живя в онлайн, получает большую дозу дофамина, гормона удовольствия. В реальной жизни невозможно получить такую дозу, только лишь принимая наркотики. Когда дети живут в онлайн от 3 до 5 часов, доза становится настолько сильной, что пропадает интерес к жизни, к хобби, к кружкам, к обучению и даже к самому себе. Реальность становится мрачной и серой – и вновь подпитывается желание убежать от реальности. Создается замкнутый цикл.
Были случае в моей практике, ребёнок ждал, когда родители уснут и до утра играл неделями (родители про это даже не знали), пока психика не дала сбой. Уже вмешалась психиатрия.
Дофамин – это гормон, отвечающий за поощрение от какой-либо деятельности. Организм получает награду в виде дофамина всякий раз, когда ребёнок набирает уровень в игре. Гормон дофамин относится к широкому классу под названием «катехоламины», он повышает внимательность, создает хорошее настроение, создаёт привязанность и когда его много приводит часто к переутомлению. Ребёнок, играя, устаёт. По-настоящему устаёт. Потом не хватает сил, чтобы делать уроки.
Ребёнок проживает жизнь в Инстаграм, в Ютуб и в компьютерных играх, его мозг в процессе формирования, настолько пересыщается дофамином, что ему становится сложно правильно определять, что хорошо и плохо. Цвета виртуальности становятся насыщенными и яркими. Мозгу становится всё тяжелее переключиться на впечатления, приходящие из реального мира. Формируется из ребёнка «дофаминовый наркоман». Нужна доза, и он её требует, а родители дают!
В здоровом варианте можно получать дофамин небольшими порциями, радуясь жизни, общению с друзьями, наслаждаясь природой, погодой, хобби, путешествием… И если вы надумали уменьшить пребывание ребёнка в онлайн, тогда вместе создайте ему интересную жизнь в офлайн. Создайте возможность получать дофамин в реальной жизни здоровым способом. И не спешите спасать от скуки. Пусть ребёнок побудет в ней и придумает что-то своё, свою реальную игру, пригласит друга, и они поиграют в УНО, в Монополию, порисует или полепит. Пусть сам для себя, а не вы для него.
!!! (Важно! Без крайностей! Не стоит полностью лишать ребёнка интернета или игр на телефоне)
Родитель в процессе воспитания ребёнка вынужден делать ограничения. Каждый родитель желает, чтобы ребёнок был счастливым, иногда становится невыносимым состояние страдания ребёнка, хочется спасти его от «скуки», помочь. Но, если мы по-настоящему любим своих детей и желаем им лучшего, нужно найти в себе силы уменьшить внутри себя напряжение и дискомфорт, который мы ощущаем, когда ставим ограничения. Нам хочется сказать: «ДА» своим детям намного чаще, но иногда сказать: «НЕТ» – это лучшее что мы можем сделать для своего ребёнка. Осмысленные ограничения создают безопасность для вашего ребёнка.
188480, Ленинградская область, г. Кингисепп, ул. Иванова, дом 26
телефоны: секретарь (81375) 2-58-72, директор (81375) 2-58-75
факс (81375) 2-58-75
e-mail: school2@kngcit.ru