Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление.
Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
Читательская грамотность |
Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
Естественнонаучная грамотность |
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями |
Математическая грамотность |
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
Финансовая грамотность |
Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
Креативное мышление |
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
Глобальные компетенции |
Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |
Нормативно-правовые документы
1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06 мая 2019 года № 219/590 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся"
3. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 "О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся"
4. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26 января 2021 года № ТВ-94-04 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"
5. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года № 04-238 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"
6. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 14 сентября 2021 года № 03-1510 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"
7. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17 сентября 2021 года № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности"
8. Приказ комитета по образованию администрации муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области от 30 декабря 2020 года № 991 "О подготовке общеобразовательных организаций к участию в региональной оценке качества образования на основе практики международных сравнительных исследований PISA в 2024 году"
9. Приказ комитета по образованию администрации муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области от 31 января 2022 года № 73 "Об актуализации плана мероприятий (дорожной карты) по подготовке общеобразовательных организаций к участию в региональной оценке качества образования на основе практики международных сравнительных исследований (по модели PISA) в 2024 году на 2021–2022 учебный год"
10. Приложение 1 к приказу комитета по образованию от 31.01 2022 г. № 73 "План мероприятий (дорожная карта) по подготовке к участию в региональной оценке качества образования на основе практики международных сравнительных исследований (по модели PISA) в 2024 году на 2021–2022 учебный год (Кингисеппский муниципальный район)"
11. Приложение 2 к приказу комитета по образованию от 31.01 2022 г. № 73 "Состав рабочей группы (муниципальной управленческой команды) для координации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Кингисеппского муниципального района"