^ВВЕРХ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Е.Н. Мосиной" г. Кингисеппа Ленинградской области

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Логопедическую работу в начальных классах условно можно разделить на 3 этапа:
• диагностический,
• коррекционный,
• оценочный.

Каждый из них имеет свои цели, задачи и технологии. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых в процессе обследования, диагностики и коррекции. Также поэтапно осуществляется и взаимосвязь в работе логопеда и учителя.

1 этап – диагностический (1 – 15 сентября)

Задачи этапа:
- определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у школьников;
- планирование соответствующей коррекционной работы.

В первые две недели сентября логопед проводит полное обследование состояния речи первоклассников и знакомит учителя с результатами. Логопед знакомится с учебной программой и стандартом начального общего образования, интересуется технологиями, применяемыми учителем, его методами и приёмами.
Затем логопед приступает к планированию коррекционной работы. При этом обязательно учитываются программные требования по русскому языку, чтению и другим предметам, последовательность и время изучения тех или иных тем. Иначе говоря, логопед стремится, чтобы его работа имела преемственные связи с программой в каждом классе.

2 этап – коррекционный (15 сентября – 15 мая)

Задачи этапа:
- устранение речевых нарушений;
- развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребёнок мог бы успешно обучаться в школе.

Длительность этого этапа для каждого ребёнка определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции. Так, при нарушениях звукопроизношения (дислалии) коррекция может продолжаться в среднем от 2-х до 6-ти месяцев, а при ОНР – до 2-х лет.
В это время взаимосвязь логопеда и учителя становится все более тесной. Логопед периодически информирует учителя о специфике и содержании коррекционной работы с детьми и одновременно получает информацию об их успеваемости (в течение учебного года).

На логопедических занятиях школьники приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Например, учитель имеет прекрасную возможность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. Для этого при чтении текстов или заучивании стихов он напоминает ребёнку, какие звуки нужно произносить правильно.
Учитель с помощью логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля. Кроме того, он помогает ребёнку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения школьника со сверстниками.
На уроках русского языка учитель включает упражнения по развитию фонематического восприятия. Учитель, как и логопед, тоже учит различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки; учит соотносить звуки и буквы; производить звукобуквенный анализ. Чтобы детям было интересно - все эти упражнения можно проводить в виде дидактических игр. Некоторые из таких игр логопед может предложить учителю применять на своих уроках.

Программа обучения в начальных классах насыщена, её усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому логопед не дает заданий сверх программного материала, не перегружает первоклассников дополнительной информацией. Например, при автоматизации звука р на учебном материале по русскому языку логопед предлагает детям такие задания:
- прочитать словарные слова с буквой «р»;
- прочитать и записать названия птиц (сорока, ворона, воробей);
- составить предложения с этими словами и т. д.

Логопед и учитель начальных классов должны предъявлять единые требования к ученику с речевыми отклонениями. При этом необходимы:
- учёт структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);
- учёт возрастных особенностей детей;
- предъявление программных требований к учащимся с учётом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;
- осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;
- закрепление знаний и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;
- придание обучению воспитывающего характера;
- всестороннее развитие личности учащегося.

Подобные требования способствуют повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми. А выработать такое единство помогают взаимопосещения уроков и логопедических занятий.

3 этап – оценочный

Задачи этапа:
- подведение итогов;
- проведение анализа коррекционной и учебно-воспитательной работы;
- определение перспективы дальнейшей деятельности.

Результатом содружества учителя и логопеда становится повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года речевые нарушения.

log

учитель-логопед Степанова Ирина Игоревна

Образование: высшее, закончила Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, специальность: специальная психология

В чем заключается работа школьного логопеда?

Среди родителей широко распространено мнение о том, что логопед занимается только исправлением неправильно произносимых звуков. Поэтому многие родители задаются вопросом: "Зачем моему ребёнку занятия с логопедом в школе? Он и так научился выговаривать все звуки в детском саду…".  А если ребенок выговаривает все звуки, то ему незачем заниматься с логопедом. Но это не совсем так. К сожалению, такие родители не знают о том, что учитель-логопед в школе занимается не только коррекцией звукопроизношения.  Глобальной целью логопедической работы является развитие всей речевой системы ребёнка в целом.

Логопедия - это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Логопед – специалист, который занимается профилактикой и коррекцией нарушений устной и письменной речи.

Работа школьного логопеда существенно отличается от работы логопеда в детском саду. Школьный логопед занимается коррекцией не только устной, но и письменной речи, т.е. работает над специфическими (логопедическими) ошибками чтения и письма. Основной работой учителя-логопеда является развитие устной и письменной речи школьников, предупреждение, выявление и коррекция специфических ошибок устной и письменной речи.

Основные направления работы логопеда в школе - это коррекция нарушений чтения и письма, а также предупреждение этих нарушений. Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

Другими словами, работа учителя-логопеда нужна для того, чтобы речь школьников была грамотной, выразительной, понятной и интересной для окружающих. А значит, у ребенка не будет проблем ни с усвоением школьной программы, ни с общением со сверстниками и учителями. Так как правильная речь - важное условие успешного и гармоничного развития личности.

Логопедическая работа в общеобразовательной школе – это не дополнительная образовательная услуга, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует доступному и успешному его овладению учащимися с речевыми нарушениями.

Задачи логопедической работы:
- коррекция недостатков устной и письменной речи, а также коррекция предпосылок возможного появления специфических ошибок;
- консультационная работа с родителями (законными представителями) обучающихся и педагогическими работниками.
 
Логопедическая помощь направлена на:
- формирование психологической базы речи;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие общей, артикуляционной и мелкой моторики;
- коррекцию дыхательного и артикуляционного аппарата;
- постановка и автоматизация страдающих звуков речи;
- дифференциация смешиваемых звуков;
- практическое усвоение детьми лексических и грамматических средств языка, совершенствование связной речи.
 
Формы логопедической работы:
- индивидуальные занятия;
- подгрупповые занятия;
- групповые занятия.
 
Виды коррекционной работы:
- коррекция неправильно произносимых звуков речи (коррекция нарушенного дыхательного и артикуляционного аппарата, постановка и автоматизация звуков);
- коррекция нарушений письма и чтения (обучение звуко-буквенному и слоговому анализу, работа над дифференциацией смешиваемых звуков, формированию лексических и грамматических средств языка).

Логопедическая работа в начальных классах >>>

Логопедическое дистанционное сопровождение

Артикуляционная гимнастика. Консультация для родителей >>>

Артикуляционная гимнастика "Тру-ля-ля" >>>

Автоматизация Щ,Ч в игровых упражнениях >>>

Дидактическая игра "Где находится звук" >>>

Игры на развитие фонематического слуха >>>

Буква К >>>

Дифференциация Г-К >>>

Логопедическое занятие для 1 класса >>>

Логопедическое занятие для 2 класса >>>

Что такое дисграфия >>>

Взаимодействие семьи и специалиста в коррекции речевого развития ребенка >>>

Советы учителя-логопеда родителям по дистанционному обучению >>>

Для будущих первоклассников >>>

epgu minprosveshhenija rosobryfdzor rosobr fipi

lo

kopolo

epgulo  obrlo  rayon  komitet cit

Контакты

188480, Ленинградская область, г. Кингисепп, ул. Иванова, дом 26

телефоны: секретарь (81375) 2-58-72,  директор (81375) 2-58-75

факс (81375) 2-58-75

 e-mail: school2@kngcit.ru

 Copyright © 2024 МБОУ "КСОШ № 2" (хостинг находится на территории России).  Rights Reserved.